О женщинах, экологии и …не только (после праздничные размышления)


 — В последнее время экология у всех на устах. Экология здесь, экология там, и сталкиваясь с этой областью в науке, которая мощно прорывается в мире, многие начинают думать, что экология – это наука об окружающей среде. Правы они или нет? Конечно, правы. Но мне иногда приятнее восстановить более ранний контекст этого понятия. Экология, буквально, это учение о местопроживании или местопребывании. Отсюда мы должны сегодня понять, что в экологии, как в облаке, когда вглядываешься на небе, каждый видит свое. Один в облаке видит дракона, другой – принцессу, один в облаке видит башню, а другой – хижину. Сегодня мы вправе говорить о разных ипостасях экологии, — считает руководитель кафедры психологии личности МГУ им. Ломоносова, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования Александр Григорьевич АСМОЛОВ.

 — Социальная экология, духовная экология — как ни парадоксально, но этот термин существует. Сегодня появляется дисциплина, которая лет так 30 под названием «экологическая психология», которая для меня, как психолога, безусловно, очень важна. Иногда можно говорить об экологии, как том мире, в котором обитают существа, которых называют женщины и существа, которых называют мужчины.


Начнем с простого. Говоря об экологии по существу, мы вооружаем каждого человека определенным углом видения. Мы рассматриваем не вещь, вырванную из мира, а вещь, живущую миром. Когда мы говорим: «экология женщины», мы рассматриваем, каким миром живет женщина, и какой мир ее порождает. Когда мы говорим: «экология мужчины», мы продолжаем эти вопросы. А любой мир, как место обитания имеет несколько измерений. Одно из них – это история, другое – это общество. Социальное пространство и великая история.


Сейчас в обиход входит еще одно понятие – «гендер». И появляются книги, например, гендерные журналы, гендерные исследования, гендерная экология, гендерная психология, но мания новых слов, которых вкусно выговаривать – хорошая мания, я к ней отношусь без озлобления. Вместе с тем, хочу напомнить, что когда-то никто не называл умным иностранным словом простые и странные вопросы. Почему мы мужчины и женщины? Почему мы существуем как две системы?


Первый, кто наиболее ярко поставил этот вопрос, был человек с уникальной фамилией — Геодакян. Его даже называли некоторые злые языки «биогеодакян», играя с его фамилией. Когда-то в 70-х годах в журнале «Системные исследования» он спросил: «В чем смысл двоеполости?». Почему эволюция пошла таким путем? Он предложил великолепную гипотезу – гипотезу Геодакяна, которая состоит в том, что в истории эволюции женские особи (подчеркиваю, не женщины, а особи) и мужские особи разделились, потому что как две информационные подсистемы, выполняют разные функции.


Эволюционный смысл женских особей – это стабильность, устойчивость системы. Эволюционный смысл мужских особей – это ответственность за изменчивость, быстрое реагирование на все перепады окружающего мира, окружающей реальности.


Вот когда эта гипотеза появилась, она тем самым превратила вечную истину, что есть мужчина и женщина в нормальную проблему. Она была интересна, она была оригинальна, в ней было много фантазии. Но при всех фантазиях мы должны с вами принять как должное, что сегодня, действительно, возраст жизни мужчин несколько иной. Он ниже, чем возраст жизни женщин. При чем в России эта разница составляет 12 лет.


Мы также должны принять, что, как правило, мужчины лучше решают либо какие-то эксклюзивные задачи, либо какие-то очень простые задачи. Женщины грамотно работают в середине, в среднем диапазоне задач, решают их уверенно и успешно. Наконец, мы также должны горделиво, с мужским таким зазнайством (есть такое явление – мужское зазнайство), вслед за Геодакяном заявить: мужчины – это компас эволюции.


«Женщины не имеют права на ошибку» — говорит Геодакян, потому что она может родить достаточно ограниченное количество раз. Мужчина может это сделать (конечно, здесь он перебарщивает) 365 раз в году! А в високосный – и подумать страшно!!! В этой ситуации именно женщина определяет устойчивость эволюции, устойчивость социального развития, устойчивость существования различных миров.


Гипотеза Геодакяна – это системная гипотеза. Когда же мы переходим к конкретной истории, мы должны понять, что были, действительно, миры, в которых женщина выполняла совершенно разные роли. Я не буду пересказывать вам известные легенды и мифы об амазонках, могу только сказать – они были, они будут и они есть. Другое дело, становятся ли они племенами, становятся ли они Жорж Санд, становятся ли они Богатыркой – Синеглазкой, героиней русских сказок, или кем-нибудь другим. Но образ сильной женщины, образ, простите за странное сочетание мужественной женщины, этот образ, как один из архетипов, говоря языком Карла Юнга, присутствует в нашей ментальности, присутствует в разного рода культурах.


Если бы я взглянул на этот образ, пользуясь новоязом последних исследований, я сказал: «О-о-о, какой это гендер!». То есть, иными словами, мы должны понимать: есть биологический пол и есть социально-психологический пол. Биологический пол – это то, что нам дано изначально, когда вы рождаетесь с ХХ – хромосомой. Есть вероятность, что вы вырастете, как женское существо, если не будет каких-то аномалий на пути в реализации генетической программы. Но социально-психологический пол – это другое, и, биологический пол, как я всегда подчеркиваю, выступает как безличная предпосылка социально-психологического пола. Эти две вещи надо разделить.


Социально-психологический пол амазонки определяли ожиданиями и историей культуры, которые к ней предъявляли в разные времена. Социально-психологический пол Жанны д»Арк определялся ее миссией, которую она взяла как личность, как индивидуальность и несла в культуре, так или иначе, изменяя эту культуру. Социально-психологический пол боярыни Морозовой – старообрядческой амазонки, поймите меня здесь правильно, в ее истовости и неистовости. Это опять же социально-психологические, социально-ролевые характеристики, которые выполняла женщина или могла выполнять в различного рода культурах.


Поэтому всегда должен четко стоять вопрос о социально-психологическом облике, стиле поведения «мускулиного», я имею в виду мужского поведения и женского поведения. За каждой из этих характеристик всегда должна быть рассмотрена конкретная история, конкретная страна и конкретное стечение обстоятельств, которое складывается в узор под названием человеческая судьба. Без рассмотрения в этих системах отсчета, которые мы называем социогенетической, социоисторической системой отсчета, индивидуальной системой отсчета мы не решим всех вопросов, связанных с экологией женщины.


«И дал Бог женщине находиться дома, а мужчине – находиться вне его. И приказал Бог женщине выполнять все семейные обязанности, а мужчине ходить на работу… на охоту! (простите, оговорка почти по Фрейду)… И добывать пищу для своей семьи».


Можно более детально процитировать фрагменты из «Домостроя», но, что такое «Домострой»? Это определение нормативов поведения «гендера». Подчеркиваю. Не пола, а «гендера». «Домострой» четко регламентирует, что можно и не можно, согласно обычаям определенного рода славянской культуры соответствующий и идущий за церковной традицией.


Ушли ли мы от этого? Нет. Каждая личность, как и строение планеты, имеет много слоев. Мы имеем геологические напластования различных слоев древности в нашей личности, в нашем сознании. Поэтому, в нас одновременно, если говорить о «гендере» связанном с женщинами, живут и амазонки, живут и те, кто жил по логике «Домостроя». И, наконец, живут те, кто делает себя сам, делает свою собственную жизнь.


Что такое бизнесвумен? Это «гендер» – безусловно. Социально-ролевые характеристики, когда женщина, как амазонка бизнеса хочет, так или иначе, достичь успеха. Либо она принимает мужские модели успеха — это одна стратегия целиполагания. Либо она не отбрасывает весь арсенал средств, который дал ей мир и, которые она усвоила в ходе рождения, как женщина — и она тогда более успешна. Поэтому утверждение, что бизнесвумен, как правило, это мужеподобная женщина, абсолютно неадекватно с точки зрения психологии личности.


Все сложнее, богаче и интереснее. Мир сегодня ставит те задачи, которые говорят – эта женщина может быть президентом Финляндии и она становится, в ряде ситуаций, президентом Финляндии. Эта женщина может быть президентом Латвии или Литвы и опять же может стать и там, и было это, когда женщина оказывалась на троне политической власти. Или эта женщина может быть названа «железной леди», как Маргарет Теччер. И опять же, именно Маргарет Теччер такой жесткой рукой подавила восстание английских угольщиков, которой мог бы позавидовать любой жесткий мужчина в той же самой старой доброй Англии.


Мы часто становимся рабами тех или иных культурных стереотипов и, когда мы оказываемся в рабстве, возникает желание вырваться за пределы этого рабства. Стереотипы «Домостроя», так или иначе, придали определенному направлению идеологии мощный социально-исторический импульс. Преодолением их, как компенсации этих стереотипов, компенсации в психоаналитическом смысле этого слова, являются многочисленные варианты феминистских движений.


Их немало, этих движений, часто за ними стоит, своего рода, комплекс неполноценности. Но комплекс неполноценности — в этом нет ничего плохого. Комплекс неполноценности движет миром и это надо отчетливо понимать, и у мужчин, и у женщин, и у определенных социально-исторических групп. В данном случае, движение феминизма, оно есть, оно помогает многим женщинам избавиться от тех бед, в которых они оказываются. Я рассматриваю это движение, как яркое проявление психологической защиты.


Иными словами, мы имеем огромное разнообразие социально-психологических характеристик, описывая тот мир, ту среду обитания, которая называется экологией женщины. Но при этом мы должны четко понимать одно — здесь больше вопросов, чем ответов, здесь больше загадок, чем решений, но это… нормально! Потому что есть два феномена. Один феномен – это тайна личности, который никогда нельзя нарушать. И второй феномен, описанный Блоком – это феномен Незнакомки. Бизнесвумен ли это, президент ли это, амазонка на полставки, она выиграет, если останется незнакомкой.